Ровно 20 лет назад трое бывших сотрудников PayPal запустили ресурс YouTube.com, первоначально задуманный как сайт знакомств со слоганом «Tune In, Hook Up» — «Настраивайся, знакомься».
Основатели проекта Стив Чен (Steve Chen), Чад Хёрли (Chad Hurley) и Джавед Карим (Jawed Karim) изо всех сил старались привлечь пользователей, поэтому первое видео на YouTube разместили сами. Теперь это ставший знаменитым, но в остальном ничем не примечательный ролик «Me at the zoo» («Я в зоопарке»), на котором Карим рассказывает о слонах в зоопарке Сан-Диего. Так они создали платформу, на которой любой пользователь интернета может смотреть и загружать видео.
Масштабы YouTube сегодня трудно переоценить: вирусные видео на платформе для одних стали хаосом и многочисленными нарушениями авторских прав, для других — революцией в демократии коротких роликов. Через год после запуска Google купила YouTube за $1,6 млрд. в октябре 2006 года Карим рассказал о том, чем проект оказался для него: «Если у вас есть хорошая идея, и вы просто снимаете видео, вы можете — можете получить миллионную аудиторию почти мгновенно и бесплатно».
В истории YouTube были и непростые моменты — они касались, в частности, сбора данных, недопустимых материалов и спорных рекомендательных алгоритмов. Ролик «Me at the zoo» всё ещё существует на платформе. У него 348 млн просмотров, но в масштабах YouTube это далеко не самое популярное видео.