Первой мыслью при подходе к итоговому материалу по фотокамерам после двухлетней паузы было сделать статью сразу по итогам трех лет. Но индустрия фототехники не то чтобы находится в стазисе, однако и развивается не слишком бурно — и большая часть достижений и камер 2021-го остается более чем актуальной и сейчас. Хотя какие-то тенденции, несомненно, укрепились, а какие-то — только задаются.
Сразу хочется сказать, что как таковой рейтинг лучших камер прошедшего года делать мы не будем — без постоянной практики тестирования мне это кажется некорректным.
⇡#Официальных камер больше нет
Начнем с очевидного и совсем не нового. Рынок смартфонов, к примеру, санкции пошатнули, но изменили, на первый взгляд, не так уж и значительно — спасибо засилью китайской продукции. А с фотокамерами же произошло плюс-минус то же, что и с рынком «железа», — тут возможен, по сути, только «серый» импорт, ведь практически все производители камер — японские компании, максимально послушные в санкционном плане.
Так что найти сегодня камеру или оптику не составляет труда (все доступно в крупных сетевых магазинах в том числе), но эта техника, и так весьма дорогая, стоит уже совсем безбожно из-за сочетания всех факторов. Также существуют проблемы с запчастями, хотя тут есть определенные подвижки. На этом перейдем от внутренних и грустных совсем не новостей к подведению технологических итогов года.
⇡#Зеркалки окончательно ушли, но никто не грустит
Просто зафиксируем для истории — в 2024 году вышло ровно ноль новых цифровых зеркальных камер. Эпоха, которую мы провожали уже давно, окончательно завершена.
Иронично, что компактные камеры, которые должны были быть убиты смартфонами, при этом все еще выходят время от времени. К примеру, Panasonic выпустила свою продвинутую «мыльницу» семейства ZS. Защищенные камеры компактного формата выпустила также Ricoh/Pentax (G900 II/WG-8).
Ну а беззеркалки становятся все дороже (не только в странах со слабой валютой и сильной инфляцией, это глобальная тенденция), но при этом только популярнее.
⇡#Профессиональные беззеркалки — абсолютная норма
Фактически продолжение предыдущего пункта. Разговоров о том, что беззеркалки — это более компактная опция по отношению к зеркалкам, нет уже давно (кроме как на особо замшелых форумах). Но компаниям нужно было сделать свои предложения топ-уровня, чтобы окончательно заместить условные Canon EOS 1D или номерные Nikon Dx.
Nikon выпустила свою Z9 еще в том самом благословенном 2021-м (и о ней мы еще поговорим чуть ниже), Sony представила свою Alpha 1 тогда же, но даже немного раньше. Canon же закрыла гештальт только сейчас, хотя должна была еще в 2022-м, но разработка затянулась.
Canon EOS R1 выглядит и ощущается как полноценный флагманский фотоаппарат «старой школы» — собственно, на манер той же Nikon Z9. Она получила 24,2-мегапиксельный сенсор с обратной засветкой и весьма мощный набор систем обработки данных: процессоры Digic Accelerator в паре с Digic X, автофокусировка с участием ИИ, здоровенный OLED-видоискатель разрешением почти 10 млн пикселей и так далее. Скорость съемки — до 40 кадров в секунду в формате RAW+JPEG.
Sony тоже выпустила свою флагманскую камеру — но это уже обновление Alpha 1. Матрица тут та же (50,1 мегапикселя), но процессор новый, с возможностями на базе искусственного интеллекта, который улучшает распознавание объектов и срабатывание автофокуса. Скорость съемки при этом ниже, чем у Canon EOS R1, – 30 кадров в секунду; оно и логично с учетом сенсора с разрешением в два раза выше.
Обе новинки стоят очень дорого: EOS R1 – $6 299, Alpha 1 II – $6 500.
⇡#Искусственный интеллект теперь и в камерах
По-настоящему серьезное новшество в камерах дебютировало в прошлом году. Речь, конечно, о глобальном затворе в Sony a9 III, который многие с ходу провозгласили мессией, позволяющим полностью забыть об эффектах «плавающего затвора» при использовании традиционного построчного считывания и способным разом выкинуть на помойку затвор механический. Напомню, что эта технология позволяет считывать изображение со всех пикселей матрицы одновременно, а не построчно.
Но пока у него присутствуют детские болезни вроде повышенного уровня шумов и снижения динамического диапазона на высоких ISO. Собственно, Sony, пионер в этом деле, прекрасно это знает — мы же не увидели глобальный затвор, к примеру, на флагмане, Sony Alpha 1 II.
Что касается именно 2024 года, то тут обошлось без глобальных затворовновшеств. Просто зафиксируем массовое упоминание искусственного интеллекта в разговоре брендов о своих камерах. Частично это, конечно, маркетинг, ИИ, на самом деле, на текущем этапе не так уж сильно влияет на съемку — фотокамеры устроены достаточно консервативно. Но на автофокус встроенный нейропроцессор уже влияет, а дальше, несомненно, элементы вычислительной фотографии будут применяться и при съемке для улучшения результата.
Пока же «смартфонные» элементы проникают в камеры другим образом — вроде набора разнообразных фильтров для съемки сразу в соцсети, без обработки. Причем в отдельных случаях эти фильтры оказываются даже вынесены на специальную клавишу (см. Nikon Z50 II).
Также здесь стоит сказать о технологии «частично многослойной матрицы», примененной в полупрофессиональной камере высокого уровня Nikon Z6 III. Что под этим подразумевается, честно говоря, непонятно. Сама технология полностью многослойной матрицы уже применяется в Nikon Z8 и Nikon Z9, и она позволила значительно увеличить скорость считывания данных с сенсора. Здесь эта скорость также выросла — в 3,5 раза по сравнению с предыдущим поколением. Но все же очень интересно, в чем заключается «частичность»?
⇡#У камер «удлиняется хвост»
А теперь важное об уже дважды упомянутой здесь камере 2021 года — Nikon Z9. Серьезные камеры в любом случае берутся на долгий срок и очень медленно устаревают — технологии в этой области обновляются не слишком шустро. Но повышение значения процессоров обработки изображения приводит к новым последствиям — причем не к тем, о которых можно подумать с ходу. Нет, камеры с новыми процессорами не вытесняют камеры со старыми. Просто куда большее значение приобретают прошивки!
Nikon Z9 – ярчайший пример этого процесса. Уже через полгода после ее выхода появилась прошивка 2.0, которая дала возможность камере снимать 12-битное RAW-видео в 8К при 60 кадрах в секунду, снимать фото до того, как вы нажмете на кнопку спуска, изменила вид экрана съемки видео, добавила 20 новых пресетов автофокуса и так далее (это далеко не полный список новшеств). А заодно привела к патентному спору с производителем профессиональной кинотехники RED… который закончился недавно тем, что Nikon этот самый RED купила.
И прошивки продолжают обновляться, убирая ошибки и непрерывно добавляя новые функции (сейчас доступна уже пятая итерация), с бесконечным списком улучшений предлагаю ознакомиться на официальном сайте Nikon.
Немного странная политика для производителя техники (зачем покупать новое, если старое непрерывно улучшается?), но факт есть факт — и этот факт как-то примиряет с непрерывно растущими (и давно находящимися в космосе) ценами на серьезную фототехнику.
⇡#Фотокамеры теперь как виниловые проигрыватели
В принципе, этот процесс начался не вчера, но почти до абсурда он дошел уже в 2024-м. Фотокамеры перестали быть товарами массового потребления, вытесненные из этой области смартфонами. Но и в чисто профессиональной сфере они не находятся — для них открыта ниша даже не столько продуктов престижного потребления или товаров для творческого выражения, сколько вещей, подчеркивающих особенный статус покупателя. Не обычного покупателя, а ретромана.
Сюда отчасти относятся и все никак до конца не умирающие компактные цифровые фотокамеры (для тех, кто привык «как в нулевые»), и дисциплинирующие, обладающие сильным ретрофлером, но при этом красивые и современные камеры вроде Fujifilm X100 VI (эта камера с несменной «уличной» оптикой стала в этом году настоящим хитом, несмотря на цену в $1 600 – напомню, первая версия в свое время стоила около тысячи долларов). И привлекающие ретродизайном «обычные» камеры вроде Nikon Z f. И удерживающие свою уникальную нишу фотоаппараты с функцией быстрой печати (в основном это Fujifilm INSTAX). Но, самое главное, пленочные фотоаппараты.
Я насчитал минимум 9 (девять!) новых пленочных фотокамер, вышедших в 2024 году, без учета тех самых INSTAX — причем в списке далеко не только «игрушечные» ломо-камеры. Свою новую пленочную камеру выпустила и Pentax (Pentax 17), и Rollei (точнее, купившая легендарный, но давно почивший бренд компания Mint Camera), и Kodak (тут, правда, видеокамера — как вы понимаете, это возрожденная Super 8). Регулярно новые пленочные аппараты выпускает и Leica – и немецкая компания, еще лет десять назад готовившаяся уйти со сцены, на волне этой ретромании чувствует себя просто превосходно!
Про всю индустрию фототехники это слово употреблять кажется немного неуместным — но, как видим, смартфоны ее не убили. Все те же компании на своих местах продолжают развивать свои замечательные камеры (за исключением Olympus, хотя и она время от времени выпускает что-то под брендом OM-System), в том числе и с оглядкой на самые актуальные тренды.
- Официальных камер больше нет
- Зеркалки окончательно ушли, но никто не грустит
- Профессиональные беззеркалки — абсолютная норма
- Искусственный интеллект теперь и в камерах
- У камер «удлиняется хвост»
- Фотокамеры теперь как виниловые проигрыватели