⇡#Ракеты-2024

Четвёртый год подряд устанавливались новые мировые рекорды в области космических полётов как для общего числа попыток орбитальных запусков, так и для числа успешных попыток. На 25 декабря, когда готовилась эта статья, выполнено 258 космических пусков ракет восьми государств и международных организаций, из них 252 закончились успешно. 155 раз взлетали американские ракеты (из них – 14 условно «новозеландские» фирмы Rocket Lab), 67 – китайские, 17 – российские, 7 – японские, по 4 раза индийские и иранские, три европейские и один раз – северокорейская. Это новые мировые достижения: за всю историю человечество не штурмовало космос так часто.

В 2024 году состоялись успешные первые пуски ракет-носителей Vulcan Centaur, «Иньли-1», «Чанчжэн-12», Ariane 6, а также и последний полет ракеты Delta IV Heavy, закончивший эпопею всего семейства Delta.

Для нас важнейшим событием 2024 года без всякой натяжки можно считать первый пуск тяжелой «Ангары-А5» с космодрома Восточный. Старт состоялся с третьей попытки 11 апреля, накануне Дня космонавтики. Первую попытку предприняли 9 апреля, но за две минуты до пуска автоматика сбросила циклограмму из-за неполадок в системе наддува бака окислителя второй ступени. Следующая попытка состоялась в резервный день 10 апреля. История повторилась: в предстартовые процедуры вмешалась автоматика, остановившая предстартовый отсчет, на этот раз на основании показаний системы контроля запуска двигателя.

Итоги 2024 года: космос

«Выявилась новая техническая неполадка, связанная, по предварительным анализам телеметрии, со сбоем в системе контроля запуска двигателя. Скорее всего, это программная ошибка, которая сегодня будет найдена… Необратимых процессов, требующих демонтажа ракеты, не произошло», — сообщил глава Роскосмоса Юрий Борисов.

Удача пришла на второй резервный день — 11 апреля. На этот раз «Ангара-А5» прошла всю циклограмму без задержек и стартовала в расчётное время. Через несколько минут после пуска от ракеты-носителя отделился и штатно сработал разгонный блок «Орион» (развитие «Блока ДМ») с габаритно-весовым имитатором полезной нагрузки и малым спутником «Гагаринец».

Пуск с Восточного стал четвёртым в биографии «Ангары-А5»: первые три были осуществлены с космодрома Плесецк 23 декабря 2014 года, 14 декабря 2020 года и 27 декабря 2021 года. Состоявшееся событие знаменует собой начало работы второй очереди космодрома Восточный, с которого с 2027 года будут стартовать модернизированные ракеты «Ангара-А5М».

Одним из самых ярких событий стали летные испытания сверхтяжёлой многоразовой системы Superheavy-Starship Илона Маска. На сегодня это наиболее часто летающее средство выведения сверхтяжелого класса из всех когда-либо созданных. Для сравнения: Saturn-5 запускался не более двух раз в год. Советский супертяж Н-1 совершил всего два полёта в 1969 году, а остальные два — в 1971 и 1972 годах — закончились авариями.

Полёты системы Superheavy—Starship не включены в список космических запусков 2024 года в российской «Википедии». Вероятно, это связано с тем, что ни один «Звездолет» не смог совершить полный орбитальный виток. Однако все полёты планировались и часто выполнялись с выходом на орбиту с очень низким перигеем. Это уже делает их космическими запусками.

Итоги 2024 года: космос

Первый полёт этой сверхтяжёлой ракеты в 2024 году (третий по счету, начиная с выполненного 11 июля 2022 года) состоялся 14 марта, в 22-ю годовщину основания компании SpaceX, и в целом прошёл успешно. Система, состоящая из бустера B10 и корабля S28, решила большинство задач, поставленных перед миссией: испытания наземной инфраструктуры, чистое выведение, открытие грузового люка и кратковременный эксперимент по перекачке топлива. Однако повторный запуск двигателей корабля на орбите был отменён, а сам Starship при входе в атмосферу потерял устойчивость и не смог совершить мягкую посадку в Индийский океан. Superheavy также не смог выполнить штатную посадку в Мексиканский залив из-за преждевременного отключения нескольких двигателей при выполнении манёвра возвращения.

Четвёртый полёт состоялся 6 июня. Система, включающая ускоритель B11 и корабль S29, двигалась по той же траектории, но на этот раз испытаний на орбите проводить не планировалось. Полёт прошёл штатно, бустер совершил мягкую посадку в расчётном месте. Корабль потерял при спуске в атмосфере большое количество плиток, а один из его «плавников» получил серьёзные повреждения. Однако, несмотря на это, конструкция сохранила целостность и также мягко приводнилась.

Настоящим событием стал пятый полет. Он состоялся 13 октября и был направлен на отработку мягкой посадки всех компонентов. SpaceX впервые попыталась «поймать» бустер B12 с помощью механического манипулятора Mechazilla, и эта попытка увенчалась успехом. Зрелище было поистине впечатляющим! Лапы манипулятора стартовой башни бережно подхватили огромную конструкцию ускорителя, а корабль S30 успешно прошел через атмосферу и мягко приводнился в Индийском океане.

Чуть больше месяца спустя, 20 ноября, прошел шестой полет. В этот раз что-то пошло не так, и бустер B13 не удалось посадить в «Мехазиллу» — он приводнился в Мексиканском заливе. Корабль S31 совершил мягкую посадку в Индийском океане.

Итоги 2024 года: космос

Следующий полёт сверхтяжелой системы Маска запланирован на 11 января 2025 года. На этот раз будет использоваться новый вариант корабля Starship v2 с облегченными, форсированными и упрощенными двигателями Raptor 3.

Наблюдатели говорят, что Superheavy—Starship «стал работоспособной одноразовой сверхтяжёлой системой». На данный момент SpaceX успешно отработала многодвигательную установку первой ступени (после первого полёта серьёзных проблем с двигателями не возникало) и планомерно движется к решению остальных задач, стоящих перед новым средством выведения.

Вместе с тем до полноценной полностью многоразовой системы «Звездолёту» ещё далеко. Даже спасение гигантского бустера — задача нетривиальная, и она решена лишь для ускорителя Falcon 9, который значительно меньше. А что уж говорить о повторном использовании огромного корабля — над этим ещё предстоит работать и работать.

Очевидную проблему представляет теплозащита. В отличие от системы Space Shuttle, плитки Superheavy—Starship не приклеиваются, а крепятся механически. Но это помогает лишь отчасти, и они отлетают так же, как у шаттла. А ведь у «Звездолета» вообще предполагалось сделать теплозащиту необслуживаемой, что пока не получается.

Неудивительно, что снова заговорили о возвращении к изначальной идее регенеративно-транспирационной теплозащиты, по крайней мере, наиболее теплонагруженных частей корабля. Эту идею SpaceX выдвинула ещё в 2019 году, но тогда от неё отказались в пользу плиток.

Также пока не решена задача многократного включения вакуумных двигателей Raptor в невесомости и орбитальной дозаправки, без которых в концепции невозможны не только лунные и межпланетные экспедиции, но и штатная эксплуатация системы. Очевидно, что создание полностью многоразовой сверхтяжёлой транспортной космической системы займёт гораздо больше времени и обойдется дороже, чем предполагал Маск. 2025 год покажет, смогут ли разработчики избавиться от нерешенных проблем.

Итоги 2024 года: космос

SpaceX не ограничивается стальным «Звездолётом». С носителем Falcon 9 компания продолжает лидировать в сфере космических запусков, осуществляя более половины мировых орбитальных миссий. В этом году была запущена 131 ракета данного семейства, включая два Falcon Heavy. Более двух третей запусков были выполнены в рамках собственного проекта Starlink.

Кстати, в одном из пусков Falcon 9, который состоялся 12 июля 2024 года, произошёл сбой: из-за отказа двигателя второй ступени 20 спутников не смогли достичь целевой орбиты. Несмотря на это, Falcon 9 остаётся самой надёжной ракетой-носителем мира. Кроме того, это единственная в мире многоразовая орбитальная транспортная система. В 2024 году был установлен новый рекорд: один из модулей первой ступени совершил 24 полёта.

В 2024 году произошло несколько долгожданных событий, связанных с полетами новых средств выведения.

9 июля, с опозданием в четыре года, наконец-то состоялся пуск европейской ракеты Ariane-6 (в конфигурации 62, с двумя стартовыми ускорителями). Успех не полный: в конце миссии произошёл сбой в работе вспомогательной силовой установки, которая обеспечивает многократный запуск двигателя верхней ступени. Перед третьим включением она не смогла обеспечить осаждение топлива, двигатель не запустился, и верхняя ступень осталась на орбите в качестве космического мусора.

В 2024 году наконец-то добился успеха японский носитель Н-3, который концептуально похож на Ariane-6. В 2023 году ракета дебютировала неудачно, но сейчас успешно стартовала три раза.

Успешно дебютировала американская ракета Vulcan Centaur, которая пришла на смену носителю Delta IV Heavy. Первый пуск, состоявшийся 8 января с лунным зондом Peregrine, прошёл успешно, ознаменовав первое применение кислородно-метанового двигателя BE-4 американской компании Blue Origin. Вторая миссия Vulcan Centaur состоялась 4 октября и тоже была успешной. Планируется, что носитель будет использоваться в первую очередь в интересах военного ведомства США.

Итоги 2024 года: космос

Китай представил две уникальные разработки, которые привлекли внимание мира.

11 января состоялся первый пуск «Иньли-1» («Гравитация-1»), которая стала самой мощной твёрдотопливной ракетой на сегодня: при стартовой массе около 400 т она позволяет вывести на низкую орбиту до 6,5 т, что сравнимо с возможностями нашего «Союза-2». Из-за своего необычного внешнего вида «Иньли-1» получила прозвище «самая страшная ракета в мире». Однако она показала отличные результаты во время второго запуска, который состоялся 30 ноября.

Ещё одна китайская разработка — носитель «Чанчжэн-12» (CZ-12) — напоминает по характеристикам американский Falcon 9. Это двухступенчатая моноблочная ракета с диаметром 3,8 м, что необычно для китайского ракетостроения. Как и американский аналог, CZ-12 изготовлена из алюминий-литиевых сплавов и предназначена для развертывания многоспутниковых группировок.

Однако первый пуск 30 ноября был связан с китайской пилотируемой лунной программой: на первой ступени ракеты установлено четыре двигателя, которые будут использоваться в лунном «недосупертяже» CZ-10. Этот носитель должен доставить первых китайских астронавтов на Луну в районе 2030 года.

CZ-12 — это побочный продукт проекта Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST. На ее основе планируется создать два частично многоразовых носителя с вертикальной ракетодинамической посадкой первой ступени.

В сфере ракетостроения происходят изменения. Компания ABL, которая занималась разработкой и производством ракет-носителей RS1 лёгкого класса, не смогла добиться успеха и решила покинуть пусковой рынок, сосредоточившись на технологиях противоракетной обороны.

Это событие свидетельствует о том, что в сегменте коммерческих запусков сверхлёгких и лёгких носителей уже существует высокая конкуренция. Вероятно, первыми в этой области уже заняли свои места RocketLab и FireFly. Остальным участникам рынка придётся довольствоваться нечастыми пусками в интересах своих правительств. В худшем случае аутсайдеры покинут ракетный бизнес.

Итоги 2024 года: космос

Такая ситуация характерна для западного рынка. В Китае, например, ракетостроение по-прежнему развивается и каждый год появляются новые производители средств выведения различных классов. Возможно, в России также найдётся место для сверхлегких носителей. Планируемое развёртывание крупных орбитальных группировок даёт возможность ракетам-малышам решать задачи по восполнению созвездий.

⇡#«Пилотаж»

В сфере пилотируемых космических полётов, в отличие от ракетостроения, нового не так много. Однако интересные события в уходящем году все-таки были.

Продолжалась эксплуатация двух долговременных форпостов человека на околоземной орбите: Международной космической станции (МКС) и китайского «Тяньгуна». На МКС были запущены экспедиции №70, 71 и 72, а на «Тяньгун» — корабли «Шэньчжоу-18» и «Шэньчжоу-19». На МКС также находился экипаж из четырёх человек, участвовавший в миссии Axiom 3. Среди членов экипажа был Альпер Гезерявджи, который стал первым турецким астронавтом.

В 2024 году произошло ещё несколько примечательных событий, связанных с национальными программами. В космос отправился первый гражданин Белоруссии — космонавт Марина Василевская на корабле «Союз МС-25». До этого в космос летали Пётр Климук, Владимир Ковалёнок и Олег Новицкий, которые были гражданами СССР или России, но имели белорусские корни.

Произошло ещё одно важное событие — гражданка Великобритании Николина Элрик стала первой этнической сингапуркой, побывавшей в космосе. Это произошло во время суборбитального полёта NS-26 корабля New Shepard компании Blue Origin, который 29 августа поднялся над линией Кармана.

Первая пилотируемая миссия космического корабля CST-100 Starliner компании Boeing завершилась неудачей. В декабре 2019 года состоялся его первый тестовый полёт без экипажа, который не достиг поставленных целей из-за ошибок в программном обеспечении. После этого инцидента NASA провело аудит компании Boeing и выявило множество проблем в области разработки и менеджмента, сделав несколько десятков замечаний.

Итоги 2024 года: космос

В мае 2022 года была проведена вторая испытательная миссия, которая также была беспилотной. Корабль успешно состыковался с МКС и вернулся на Землю. Однако во время полёта были обнаружены проблемы с клапанами двигательной установки. Эти проблемы тогда были признаны незначительными, и корабль допустили к первому полёту с экипажем, который состоялся через два года.

Однако двухлетняя подготовка не помогла: за несколько дней перед первой попыткой запуска, в апреле 2024 года, были обнаружены утечки гелия в двигательной установке, и миссию пришлось отложить.

5 июня корабль с номером S3 и именем «Калипсо» (в честь судна французского океанолога Жака-Ива Кусто) наконец стартовал с комплекса SLC-41 на ракете Atlas V N22. Экипаж состоял из командира Барри Уилмора и пилота Суниты Уильямс. Сначала всё шло по плану: старт, выход на орбиту — всё без проблем. Однако последние возникли через несколько часов после старта.

Вновь были обнаружены утечки гелия в двигательной установке, некоторые довольно значительные. Первую нашли вскоре после запуска, а в процессе работы обнаружили ещё две небольшие утечки.

После локализации утечек были проведены испытания всех восьми гелиевых коллекторов. В результате было определено место утечки на фланце одного из 28 двигателей реактивной системы управления. Газ выходил через уплотнение, размер которого был примерно с пуговицу на рубашке.

Важно отметить, что гелий не горюч и не токсичен. На ночь были закрыты некоторые контуры, в работе оставили только те, где утечки не было. «Гелиевая система по-прежнему безопасна, и такие случаи утечки являются запланированными», — сообщил один из инженеров NASA. Казалось бы, корабль остался управляемым, и на следующий день он успешно состыковался с МКС. Астронавтам оставалось провести на станции ещё неделю, и затем они могли отправиться домой.

Итоги 2024 года: космос

Однако, к сожалению, в последующие дни были обнаружены ещё две утечки гелия. То, что раньше казалось незначительным, теперь превратилось в серьёзную проблему. Возник риск отказа двигательной установки при отработке тормозного импульса при возвращении на Землю. Кроме того, были обнаружены проблемы в одном из двигателей реактивной системы управления.

Сначала планировалось отложить возвращение экипажа, а затем и вовсе перенести его на неопределённый срок. Было решено не рисковать, вернув астронавтов с помощью другого корабля. А CST-100 Starliner, который не оправдал ожиданий, решили вернуть на Землю в беспилотном режиме.

Как ни странно, возвращение «Каллипсо» прошло успешно: 7 сентября командный отсек корабля мягко приземлился на полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико, недалеко от расчётной точки. А вот экипаж все еще остаётся на орбите: Уилмор и Уильямс должны вернуться на Землю в феврале-марте 2025 года на борту корабля Crew Dragon компании SpaceX.

Причины неудачи Boeing до конца не ясны и труднообъяснимы. Действительно, аэрокосмический гигант с огромным опытом в авиационной и ракетно-космической технике не смог создать надёжный космический корабль, который по сравнению с тем же Crew Dragon кажется относительно простым. Учитывая неудачи и в авиационном сегменте, можно предположить, что причины кроются в деградации инженерной философии компании и её бизнес-культуры. Есть слухи, что Boeing с радостью отказался бы от неудачного проекта и сосредоточился бы на других проблемах. Однако NASA пока не готово полностью полагаться на Crew Dragon Маска. Поэтому, возможно, Starliner всё же будет летать.

Что касается SpaceX, то у неё всё хорошо. Компания успешно решает проблемы как в пилотируемом сегменте, так и в области частных орбитальных полётов, включая туристические миссии.

Итоги 2024 года: космос

18 января 2024 года на борту корабля Crew Dragon к МКС стартовала миссия Axiom 3. Экипаж из четырёх человек включал в себя военных пилотов с богатым опытом. Командиром миссии стал Майкл Лопес-Алегрия, работавший в Axiom. Уолтер Вилладей, пилот ВВС Италии, Альпер Гезерявджи, первый турецкий астронавт, а также Маркус Вандт, шведский астронавт-проектант, выполняли функции специалистов миссии. 9 февраля 2024 года экспедиция успешно завершилась приводнением в Атлантическом океане, подтвердив свою успешность и профессионализм экипажа.

С 10 по 15 сентября SpaceX провела автономную коммерческую миссию Polaris Dawn с экипажем из «частных» астронавтов: Джареда Айзекмана, Скотта Потита, Сары Гиллис и Анны Менон. Не будучи профессионалами в космосе, они провели более 40 экспериментов за неделю и установили два рекорда: корабль достиг высоты 1400 км, что стало наибольшим показателем с 1972 года, когда Apollo 17 слетал на Луну, и четверо землян находились в космическом вакууме, причем двое из них — Айзекман и Гиллис — вышли в открытый космос. Эти события вошли в историю коммерческой космонавтики.

Пилотируемые космические полеты в США не ограничиваются орбитой. 26 января в рамках суборбитальной туристической миссии Galactic 06 ракетоплан VSS Unity компании Virgin Galactic успешно стартовал с американцами Нилом Корнсвитом, Роби Вон, американкой украинского происхождения Линой Бороздиной и австрийцем Францем Хайдером.

8 июня в рамках миссии Galactic 07 отправились четыре туриста: астронавт Турецкого космического агентства Тува Атасевер, бывший инженер SpaceX Энди Садхвани, глава строительной компании из Нью-Йорка Ирвинг Пергамент и инвестор из Лондона Джорджио Маненти. Эта миссия стала седьмым коммерческим и 12-м пилотируемым полётом для VSS Unity.

19 мая в рамках суборбитальной туристической миссии NS-25 ракета New Shepard компании Blue Origin успешно стартовала с экипажем в составе Мейсона Энджела, Сильвена Широна, Кена Хесса, Кэрол Шаллер, Гопи Торакура и Эда Дуайта, старейшего из летавших в космос людей (90 лет и 8 месяцев). При посадке один из парашютов не раскрылся полностью, но капсула приземлилась с использованием двух куполов.

Итоги 2024 года: космос

29 августа состоялась миссия NS-26 с шестью пассажирами: Николиной Эльрик, Робом Ферлом, Евгением Грином, Эйманом Джахангиром, Карсен Китчен и Эфраимом Рабином.

22 ноября была выполнена миссия NS-28 с Эмили Каландрелли, Шэрон Хагл, Марком Хаглом, Остином Литтералом, Джеймсом Расселом и Генри Вулфондом. Это был девятый пилотируемый полет системы New Shepard, принадлежащей Джеффу Безосу. За всё время за пределы линии Кармана, условной (но международно признанной) границы космоса, система доставила 43 человека.

⇡#«Межпланетные» путешествия

В 2024 году на межпланетных трассах произошло множество захватывающих событий. Продолжились старые миссии, а новые порадовали результатами или самим фактом своего начала. Среди самых интересных событий можно выделить следующие.

Первой «звездой» межпланетной космонавтики в 2024 году стала китайская лунная миссия «Чанъэ-6». Она открыла четвёртый этап китайской лунной программы. Задача полета была аналогична задаче предыдущей экспедиции «Чанъэ-5» — доставить несколько килограммов лунного грунта. Но с важным отличием: грунт нужно было забрать с невидимой «тёмной» стороны Луны!

Старт «Чанъэ-6» состоялся 3 мая, а миссия завершилась 25 июня. Капсула с образцами лунного грунта была успешно доставлена на территорию Внутренней Монголии. Сложнейший полёт выполнялся с филигранной точностью. Для решения задачи потребовалось как минимум обеспечить невиданную ранее радиосвязь с обратной стороной Луны.

Для навигационного и связного обеспечения Китай запустил орбитер «Цюэцяо-2» с двумя экспериментальными навигационными субспутниками «Тяньду-1» и «Тяньду-2». Запуск состоялся весной 2024 года.

Миссия «номер 2» — это станция NASA Europa Clipper, которая была запущена 14 октября. В 2030 году этот межпланетный зонд достигнет системы Юпитера и в течение примерно трёх лет будет исследовать его спутник Европу, совершив несколько десятков облётов и определяя пригодность этой луны для жизни.

Итоги 2024 года: космос

Интерес к проекту многократного облёта Европы, предложенному в 1997 году, подогревали результаты миссии Galileo, обнаружившей признаки подлёдного океана на Европе. Проект менялся, финансирование то открывалось, то закрывалось, пока 12 лет назад не выделили 75 млн $ для формирования концепции миссии. В 2014 году бюджет проекта увеличился с 15 до 100 млн $ на предварительную проработку, в 2015 году выбрали научные приборы, а в 2019 году началось создание зонда. Он был построен в 2022 году, прошёл проверки и испытания и запущен 14 октября на ракете Falcon Heavy. Первоначально для запуска планировалась Space Launch System (SLS), но она оказалась слишком дорогой.

Для навигации вокруг Луны в марте Китай запустил два экспериментальных спутника DRO-A и B, которые должны были выйти на удаленную ретроградную орбиту DRO (Distant Retrograde Orbit). Китайцы об этой миссии не особо распространяются, поэтому некоторые считали ее секретной.

Запуск 15 марта закончился неудачно: обе ступени ракеты-носителя CZ-2C сработали нормально, а разгонный блок «Юаньчжэ-1С» – нет. Однако китайцы не сдались и стали изменять орбиту аппаратов с помощью их двигателей. В апреле наблюдатели зафиксировали эти изменения, а в августе спутники достигли целевой орбиты. Высший межпланетный пилотаж! Они будут работать вместе с запущенным ранее DRO-L, который также достиг целевой орбиты на коммерческом носителе «Цзэлун-3».

19 января в кратере Шиоли прилунился японский «Умный посадочный модуль для исследования Луны» SLIM (Smart Lander for Investigating Moon), сделав Японию пятой страной, совершившей мягкую посадку космического аппарата на Луну. Лэндер выпустил два нано ровера: «прыгающий» LEV-1 и колёсный LEV-2. Миссия SLIM продлилась трое лунных суток, но четвёртую лунную ночь зонд не пережил…

Итоги 2024 года: космос

В прошлом году не все смогли достичь Луны. Зонд Peregrine, созданный компанией Astrobotics по заказу NASA для выполнения вспомогательных задач программы Artemis, не достиг цели из-за разрыва топливного бака при первом запуске ракеты Vulcan Centaur 8 января.

После Peregrine 28 февраля со странными результатами закончилась попытка Odysseus (Nova-C): посадочный модуль, созданный американской компанией Intuitive Machines по программе коммерческой доставки грузов на Луну CLPS (Commercial Lunar Payload Services) и запущенный на Falcon 9, успешно вышел на орбиту вокруг Луны и совершил посадку в окрестностях Южного полюса. Однако из-за горизонтальной скорости и поломки одной из шести посадочных опор модуль опрокинулся на бок. Несмотря на это, до первой лунной ночи он передал довольно много информации с поверхности.

В январе завершилась трёхлетняя работа марсианского вертолёта-дрона Ingeniuty. В результате неудачного приземления из-за проблем с оптическими датчиками, которые не смогли распознать детали рельефа посадочной площадки, вертолёт перевернулся и повредил все четыре лопасти. За прошедшие годы Ingeniuty с избытком перекрыл запланированную научно-исследовательскую программу, совершив 72 полёта, и, несмотря на неудачную посадку в последнем, продолжил работать в качестве «стационарной марсианской метеостанции».

Из межпланетных миссий, которые продолжались в 2024 году, можно вспомнить августовское гравитационное маневрирование в сфере Земли и Луны зонда JUICE, который направляется в систему Юпитера для исследования ледяных спутников планеты-гиганта, а также четвертый и пятый гравитационные маневры, выполненные вблизи Меркурия 5 сентября и 2 декабря аппаратом BepiColombo.

6 ноября седьмой пертурбационный маневр у Венеры успешно выполнил солнечный зонд Parker, который 24 декабря 22-й раз преодолел перигелий своей орбиты, максимально приблизившись к Солнцу и оказавшись на расстоянии 6,1 млн км от поверхности светила.

Итоги 2024 года: космос

⇡#Что дальше?

В 2024-м произошли некоторые события, способные коренным образом поменять планы на будущее. В конце года стало известно, что администрация избранного президента США Дональда Трампа, в которой Илон Маск должен занять высокую должность, серьёзно пересмотрит проекты NASA.

Специальная группа, занимающаяся анализом деятельности космического агентства, начала разрабатывать возможные указы о пересмотре космической политики. Согласно источникам интернет-издания arstechnica.com, группа работала над идеями, которые Трамп высказывал публично, включая его интерес к Марсу.

«Например, во время своей предвыборной речи этой осенью Трамп упомянул Маска, основателя SpaceX, который сыграл важную роль в выборной кампании как с точки зрения времени и денег, так и его желания колонизировать Марс», — пишет издание, цитируя слова Трампа: «Мы опережаем Россию и Китай в космической гонке. Это мой план, я поговорю с Илоном. Илон, запускай эти ракеты, потому что мы хотим достичь Марса до конца моего срока, и мы также хотим иметь надёжную защиту в космосе».

В СМИ появилась информация о том, что новая администрация намерена прекратить работу над проектом сверхтяжёлого носителя SLS и, возможно, космического корабля Orion. В этом случае, вероятно, наиболее подходящим решением станет использование системы Superheavy—Starship Маска.

В результате программа Artemis, начатая в 2018 году всё тем же Трампом, претерпит значительные изменения. Предлагается «пересмотреть проект с целью повышения его эффективности». Планируется, что к 2028 году будут достигнуты цели, связанные с полётами на Луну и Марс!

Кроме того, планируется провести реорганизацию самого NASA. В частности, обсуждается идея объединения Центра космических полётов Годдарда и Исследовательского центра Эймса с Центром космических полётов Маршалла в Алабаме. Также рассматривается возможность перемещения штаб-квартиры NASA в полевой центр при сохранении небольшого административного присутствия в Вашингтоне, округ Колумбия.

Итоги 2024 года: космос

Если эти планы будут реализованы, нас ждёт увлекательное время!

В начале декабря Юрий Борисов, глава Госкорпорации по космической деятельности, поделился планами относительно будущего российской космонавтики. В частности, он рассказал о национальном проекте «Космос», на который предлагается выделить от 500 до 750 млрд рублей.

Основная цель проекта — создание многоспутниковых группировок на различных орбитах (низкой, геостационарной и высокоэллиптической) с участием частных компаний. Речь идёт не только о проекте «Сфера», но и о других инициативах, таких как спутниковая система мобильного интернета, аналогичная Starlink, разработанная компанией «Бюро 1440».

Юрий Борисов выразил уверенность, что российский аналог Starlink появится к 2030 году или даже раньше на пару лет. Для этого потребуется создать перспективные носители и полностью изменить модель производства космических аппаратов — от единичной сборки к конвейеру.

Кроме того, планируется ввести оплату космических услуг, которые сейчас предоставляются бесплатно. Это может вызвать недовольство у потребителей, но монетизация услуг должна стимулировать привлечение частного капитала в космонавтику. Рынок космических услуг растёт быстро, в среднем на 7–8% ежегодно, и для привлечения частных инвесторов необходимо обеспечить гарантии возврата инвестиций.

«Они должны увидеть, что вложили средства с определёнными гарантиями и не потеряют деньги. Мы ведём конструктивный диалог с нашими частными компаниями», — подчеркнул глава Роскосмоса.

Безусловно, всё внимание будет приковано к новой Федеральной космической программе (ФКП) — главному космическому документу для России. Предыдущая ФКП действовала с 2016 по 2025 год. Из новой станет ясно, как будет реализовываться лунная программа, какие научные проекты и миссии получат финансирование, а также как планируется работать над созданием сверхтяжёлой ракеты.

Итоги 2024 года: космос

Последние годы показали, что независимость в космических технологиях и возможность использовать их для решения прикладных государственных задач — это основа современного космоса. Важно не только отправлять межпланетные миссии, но и создавать и выводить в нужном количестве спутники связи.

Документ, скорее всего, будет направлен на достижение технологической независимости страны: поточное производство космических аппаратов, средства для их вывода как в массовом, так и в одиночном порядке, а также наземные терминалы и станции для обеспечения работы космических группировок — все должно делаться с максимальной независимостью от импорта.

Наблюдатели полагают, что остальные положения новой ФКП, вероятно, получат вторичное финансирование по очевидной причине — в первую очередь необходимо обеспечить национальный суверенитет, а затем уже всё остальное. Безусловно, переход с МКС на Российскую орбитальную станцию (РОС) состоится, но в текущих условиях это не является первостепенной задачей.

В сентябре 2024 года правительство Индии дало добро на разработку основного модуля BAS-1 для национальной орбитальной станции «Бхаратия Антарикш» (Bhartiya Antriksh Station), являющейся частью пилотируемой программы «Гаганьян» (Gaganyaan). Проект небольшого космического форпоста был анонсирован пять лет назад и к настоящему времени подразумевает создание пятимодульной орбитальной лаборатории массой более 50 т. Запуск основного модуля запланирован на 2028 год, а завершение сборки станции — на 2035 год.

Но это ещё не всё: в декабре председатель Индийской организации космических исследований ISRO Шридхара Соманатх объявил о планах отправить первого индийского астронавта на Луну в 2040 году! «Когда мы будем отмечать столетие нашей независимости, на Луне будет развеваться индийский флаг. Наш человек отправится туда, установит его и благополучно вернётся. Это произойдёт в 2040 году», — сказал он.

Итоги 2024 года: космос

Посмотрим, как это получится. Учитывая сроки, с которыми в Индии реализуются высокотехнологичные проекты, можно предположить, что эти грандиозные планы могут быть сдвинуты. Но тенденция очевидна.

Индия подала заявку на участие в новой пилотируемой лунной гонке, где пока лидируют США и Китай. Однако страна является партнёром американской программы Artemis. Поэтому возможно, что первый индийский космонавт полетит на Луну не на национальном, а на американском корабле.

Что почитать?

  • Сверхтяжелая ракета и аналог Starlink: главное из интервью главы Роскосмоса РБК.
  • Коммерческий Хайнань открывает счет.
  • Причиной второй отмены пуска «Ангары» стал сбой системы контроля запуска двигателя.
  • Европа вблизи (Europa Up Close).
  • «Сможет работать 20 лет»: NASA раскрыло детали крушения Ingenuity.
  • Как может измениться NASA при Трампе? (How might NASA change under Trump? Here’s what is being discussed).
  • Индия в 2040 году отправит своего космонавта на Луну.

  • Ракеты-2024
  • «Пилотаж»
  • «Межпланетные» путешествия
  • Что дальше?

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *