В течение 11 месяцев текущего года ИИ-сервисы упоминались в российских СМИ 163 763 раза, 1,03 млн раз — в русскоязычных Telegram-каналах и 20,17 млн раз — в поисковых запросах, сообщили «Ведомости» со ссылкой на совместный отчёт «Индекс AI-Хайпа» от агентства Real Time и Telegram-канала «Нецифровая экономика».

Российские СМИ и блогеры стали чаще говорить об ИИ в уходящем году, но упоминания отечественных сервисов упали

Для сравнения, за весь прошлый год ИИ упоминался в российских СМИ 139 916 раз, в Telegram-каналах — 603 815 раз и 19,1 млн раз пользователи искали информацию об ИИ-сервисах. Для исследования использовалась статистика по 20 сервисам, включая зарубежные (ChatGPT, Midjourney, Character.AI, Suno и др.) и российские (YandexGPT и «Шедеврум» от «Яндекса» и GigaChat и Kandinsky от «Сбера»).

В связи с появлением множества новых сервисов на базе ИИ, совокупная доля упоминаний ChatGPT и Midjourney в публикациях СМИ снизилась за последние два года до примерно 60 % от общего количества, хотя в Telegram ни разу не опускалась ниже 80 %, сообщается в исследовании. За этот период традиционные СМИ упоминали отечественные ИИ-сервисы вдвое чаще пользователей, которые вдвое больше упоминали их, чем блогеры.

С весны 2023 года российский ИИ упоминался в среднем в каждой четвёртой публикации, а доля публикаций в СМИ с его упоминанием лишь однажды опустилась ниже 20 %. Пик интереса СМИ к этой теме приходится на декабрь 2023 года, когда о российских ИИ-решениях упоминали почти в половине публикаций (в 40 % статей). При этом в 2024 году в СМИ чаще упоминался GigaChat (не менее 1000 упоминаний ежемесячно), а в Telegram — YandexGPT (не менее 1500 упоминаний ежемесячно с марта).

В исследовании отмечено, что доля упоминаний российских продуктов в постах Telegram в 2024 году снизились. Из отечественных ИИ-продуктов блогеры, как и в прошлом году, чаще упоминали YandexGPT. Его доля в упоминаниях составила 1,8 %, на GigaChat, сместивший со второго места Kandinsky, приходится 1,6 %.

Как и в 2023 году, в 2024 году российские пользователи чаще всего искали в интернете продукты от «Яндекса»: «Шедеврум» (5,7 %, в 2023 году — 3,2 %) и YandexGPT (2,9 %, в 2023 году — 2,1 %).

Интерес к ИИ-продуктам в этом году был на стабильно высоком уровне, чему способствовал не только выход обновлений ранее вышедших ИИ-решений, но и появление ИИ-сервисов, генерирующих аудио и видео. В феврале OpenAI представила генератор видео Sora, затем были анонсированы его аналоги — Kling китайского разработчика платформы коротких видео Kuaishou, а также Luma и Runway американских разработчиков.

Российские СМИ и блогеры стали чаще говорить об ИИ в уходящем году, но упоминания отечественных сервисов упали

Лидером пользовательских предпочтений с марта 2023 года остаётся сервис Character.AI, позволяющий создавать ИИ-личности (не опускался ниже 400 тыс. запросов ежемесячно) и сместивший ChatGPT на второе место, а бесплатный сервис Stable Diffusion сместил с третьего места Midjourney, опустившегося на четвёртое.

Также в 2024 году успех сопутствовал появившемуся осенью 2023 года сервису Suno AI, генерирующему песни по текстовому описанию. В июне он вышел на второе место в поисковых запросах в России, опередив ChatGPT.

В сентябре на фоне начала учебного сезона поисковые запросы с упоминанием ChatGPT стали увеличиваться, и в ноябре сервис вышел на первое место (более 500 тыс. запросов ежемесячно), сместив на второе Character.AI, а на третьем впервые оказался сервис генерации изображений «Шедеврум» от «Яндекса» (более 200 тыс. запросов ежемесячно).

Сооснователь компании Parodist AI Владимир Свешников связывает падение интереса к Character AI с произошедшим в октябре суицидом 14-летнего школьника в США, совершённым в ходе длительного общения с ботом, после чего сервис ужесточил модерацию выдаваемого контента.

Гендиректор Dbrain, автор Telegram-канала AI Happens Алексей Хахунов, назвал абсолютными лидерами по популярности ChatGPT и Midjourney, также признав выросший интерес к Character.AI и Suno. Он также отметил, что с решением прикладных задач продукты «Яндекса» и «Сбера» пока справляются хуже западных аналогов.

Эксперт сообщил, что сейчас «Яндекс» и «Сбер» активнее интегрируют свои ИИ-сервисы в инфраструктуру — в службу поддержки, в колонки и т. д. При этом «Яндекс» в разработке ИИ-моделей продвинулся дальше «Сбера».

Представитель Альянса в сфере искусственного интеллекта отметил, что этот год стал годом внедрения собственных и опенсорсных моделей в продукты и сервисы с миллионной аудиторией. По его словам, в 2025 году следует ждать роста внедрения технологии ИИ как во внутренние бизнес-процессы, так и во внешние решения. Причём одним из ключевых трендов в развитии нейросетей в ближайшие пару лет станет дообучение моделей с открытым исходным кодом для внедрения в бизнес-процессы в различных отраслях.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *