В условиях усугубляющихся санкций со стороны США и их ближайших геополитических союзников китайские компании часто вынуждены полагаться на компоненты отечественного производства, отказываясь от зарубежных аналогов. Это уже сказывается на бизнесе европейских компаний, которые стали сомневаться в целесообразности ведения разработок, которые могли бы найти применение на рынке КНР.


Импортозамещение в Китае начало бить по интересам европейских компаний

Об этом сообщается в докладе Европейской торговой палаты в Китае, как отмечает Bloomberg. Вторая по величине экономика мира, коей является КНР, в сложившихся условиях теряет привлекательность для инвестиций с точки зрения разработок и исследований, поскольку местные компании всё чаще отказываются от товаров европейского происхождения в пользу отечественных компонентов, которые не попадут под санкции через несколько лет. Европейские производители не видят смысла вкладывать в создание новых продуктов для китайского рынка, поскольку через несколько лет рынок сбыта может быть полностью утрачен из-за санкций.

Активность китайских компаний тоже снижает уверенность европейских поставщиков в стабильности локального бизнеса, поскольку высшее руководство КНР уже не первый год пытается повысить независимость китайской экономики от внешних факторов. Европейские гиганты типа Volkswagen и SAP продолжают занимать на китайском рынке прочные позиции, но их бизнес планомерно подрывается растущим влиянием китайских конкурентов. Примером может служить недавнее решение Huawei Technologies перейти на использование китайской альтернативы платформе Oracle.

Проведённый представителями Европейской торговой палаты в Китае опрос показал, что 52 % европейских компаний, ведущих бизнес в этой стране, заявили о негативном влиянии политических событий и настроений на активность в сфере НИОКР или бизнес-стратегии на местном рынке. В США доля придерживающихся таких настроений компаний достигла лишь 26 %. Впрочем, из 107 опрошенных европейских компаний примерно 88 % придерживаются мнения, что самым сильным фактором, негативно влияющим на их бизнес в Китае, оказалась пандемия и связанные с нею ограничения.

Многие китайские производители стали чаще выбирать поставщиков, располагающих полным циклом производства на территории КНР. Некоторые заказчики с государственным участием требуют от европейских поставщиков локализовать в Китае не только производство, но и проведение исследовательских работ. Только при этих условиях китайская компания сохранит право ставить на свою продукцию лейбл «сделано в Китае».

До 45 % зарубежных компаний при принятии своих решений по исследовательской деятельности в последнее время оглядывались на украинские события, причём китайский рынок в данном случае тоже страдал из-за опасений по поводу эскалации ситуации вокруг Тайваня. В прошлом году по итогам опроса примерно треть транснациональных корпораций высказывала уверенность в готовности значительно увеличить свои расходы на НИОКР в Китае в последующие пять лет, но в этом году таковых набралось только 5 %. Авторы отчёта поясняют, что о сворачивании профильной активности в Китае в большинстве случаев речь не идёт, просто компании не готовы наращивать эту активность.

При этом некоторые компании видят в китайском рынке и определённые возможности. Это крупный рынок с хорошим потенциалом спроса, а разработки здесь переводятся на коммерческие рельсы весьма быстро. При желании бизнес в Китае можно организовать таким образом, что станет выгодно экспортировать продукцию местного производства за пределы страны. Привлекательность рынка КНР столь же велика, как и сопутствующие риски.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *